В новой истории из серии прогулок по исчезнувшим площадям — Мельковская площадь, от которой сегодня ничего не осталось, даже памятной таблички. Вы узнаете, где находилось крупное золотое месторождение, кто построил церковь для хулиганов и как кирпичи от храма положили начало строительству здания «Уралгипротранса».
Вячеслав Солдатов,журналист, исследователь
Мельковская площадь, середина XIX века — 1895-й год: торг в Мельковской слободе
Для строительства и обеспечения работы Екатеринбургского железоделательного завода в XVIII веке были необходимы работники и ресурсы. Поэтому с самого заложения города из-за постоянного притока населения за границами предприятия появились небольшие деревни, одной из которых была Мельковская слобода. Слободой раньше называли поселок или городскую окраину, а название «Мельковская» произошло от фамилии ее старейшины Данило Милкова. Он заготавливал бревна для плотины в нынешнем центре Екатеринбурга. Первые жители поселения, как и Данило, были простыми людьми — мастеровыми, ремесленниками и торговцами.
Мельковская слобода находилась на северо-востоке Екатеринбурга, в районе современных улиц Челюскинцев, Восточной и Красного переулка. Параллельно нынешним улицам Свердлова и Шевченко протекала речка Черемшанка — вторая по величине река после Исети, позднее переименованная в Мельковку. С открытием в 1817-м году россыпного золота в песчаных отложениях Мельковки рядом построили золотопромывальную фабрику с плотиной, из-за чего образовался Мельковский пруд. Золотого песка хватило только на 12 лет, фабрику закрыли, а воду из пруда спустили в Исеть после разрушения плотины только в первой половине XX века.
План Екатеринбурга издания Метенкова 1887 года
Популярным местом Мельковская слобода стала в сентябре 1879-го, после завершения строительства железной дороги от Перми до Екатеринбурга. Она получила название «Уральская горнозаводская» и стала отправной точкой в создании будущей Транссибирской магистрали. Вокзал решили воздвигать на северной границе Екатеринбурга, что превратило Мельковскую слободу в оживленный микрорайон, ставший проводником между центром и железнодорожной инфраструктурой. В середине XIX века на картах города появляется пустырь, чуть позже обозначенный как Мельковская площадь. Она находилась в пределах современных улиц Свердлова, Братьев Быковых, Испанских Рабочих и Мельковской. Небольшой пустырь использовался как место торга и общественных собраний.
Лузинская площадь, 1895 — 1932: Александро-Невская «хулиганская» церковь
Александро-Невская церковь. В 1888-м году два императорских паровоза и 15 пассажирских вагонов шли со скоростью 68 км/ч при недействующих тормозах, что повлекло их крушение на железной дороге недалеко от Харькова. Погибли более 20 человек, но сам Александр III и члены его семьи не пострадали. В официальной печати и по церковной традиции происшествие интерпретировалось как чудесное. На территории Российской империи в честь этого события было воздвигнуто более десятка религиозных сооружений. В Екатеринбурге строительство храма, посвященного этому крушению, инициировал Пимен Лузин. Он был купцом второй гильдии, в 1880-е продавал керосин, а в 1895-м году открыл чайную лавку, в которой, помимо китайского и индийского чая, можно было приобрести самовары, свечи и сухие дрожжи. В 1892-м году он задумал построить часовню в память о катастрофе неподалеку от своего дома. Городская Дума предложила купцу оплатить создание храма на Мельковской площади — тот согласился. Архитектурный проект сооружения разработал Юлий Дютель — автор концертного зала Маклецкого, расположенного на Первомайской, 22, и Церкви Святой Магдалины на Толмачева, 8.
Александро-Невскую церковь, построенную в честь чудесного спасения императора Александра III, освятили 26 июня 1895-го года, с тех пор и храм, и площадь прихожане стали называть Лузинскими, по имени мецената. Сооружение представляло собой одноэтажный краснокирпичный храм с колокольней и куполом в неорусском стиле (направление в архитектуре, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества— Ред.), расположенный среди одноэтажной, преимущественно деревянной, застройки. Мельковская слобода в то время была городской окраиной с фабриками и заводами, считалась хулиганским местом, поэтому в храме тоже сформировалось сообщество «для своих» — там собирались мелкие разбойники и пьяницы.
Александро-Невскую церковь, построенную в честь чудесного спасения императора Александра III, освятили 26 июня 1895-го года
Пространство церкви было рассчитано на 300 человек, но уже в 1906-м году появились предложения о расширении здания, потому что храм не вмещал в себя всех желающих. Его реконструкция началась только в 1914-м году, но не завершилась из-за Первой мировой войны. После Октябрьской революции, в 1929-30-х годах, власти приняли ряд мер, которые ограничили права религиозных организаций, местным же властям дали полномочия закрывать церкви. Поэтому в 1932-м Лузинскую церковь разобрали.
Разрушение церкви Александра Невского в 1932 году
Исчезновение площади, 1932–1952 годы: школа 16, «Уралгипротранс», жилой дом на 188 квартир
Здание «Уралгипротранса».После сноса церкви в 1932-м году красный кирпич, оставшийся от нее, был использован для строительства школы номер 16: ее воздвигли спустя шесть лет на месте Лузинской площади по адресу Свердлова, 11А. Школа просуществовала два года, а уже в 1940-м в здании провели реконструкцию по проекту Моисея Рейшера, автора Белой Башни (водонапорной башни на Бакинских Комиссаров, 2А— Ред.). Дом стал первым в парадном ансамбле «сталинок» на улице Свердлова и немного отличается от остальных: декор упрощен, нет лепнины на балконах и фасадах. В перестроенное здание заехал проектно-изыскательный институт «Уралтранспроект» (в 1951-м году был реорганизован в Уральский государственный проектно-изыскательский институт «Уралгипротранс»— Ред.). Институт обеспечивал комплексное проектирование объектов железнодорожного транспорта и некоторых гражданских сооружений. В период Великой Отечественной войны там размещался эвакуационный госпиталь №3864 — будущий протезный госпиталь для инвалидов ВОВ.
Дом на Мельковской, 2Б. С западной стороны Лузинской площади, на улице Мельковской, 2Б, был построен огромный жилой дом. Первые пять подъездов воздвигли в 1949-м году, остальные — в 1950-м. Всего в здании 188 просторных квартир, в которых первые годы существовало печное отопление. Самые большие квартиры здесь — четырехкомнатные площадью 102 м². На фасаде расположен барельеф с изображением паровоза, так как дом был создан для высокопоставленных сотрудников железной дороги.
В 1950-е облик Мельковской слободы изменился до неузнаваемости: реку Мельковку убрали под землю, спрятав в трубу. К тому же в 1953-м началась реконструкция улицы Свердлова под руководством архитектора Виктора Безрукова (также является соавтором гостиницы «Мадрид»— Ред.). Все одноэтажные постройки снесли, дорогу расширили и в течение нескольких лет воздвигли архитектурный ансамбль из 13 сталинских домов. Внешняя схожесть зданий придала улице стилистическое единство, она стала парадным въездом в город: в советское время люди в основном ездили на дальние расстояния на поездах. С тех пор Лузинская, бывшая Мельковская, площадь не изменилась, но сегодня мало кто о ней знает, так как сегодня она полностью застроена, и нигде не найти даже памятной таблички.