Несмотря на живописные окрестности — сосновые леса, «большую воду», — Ярославское направление пока не очень популярно среди девелоперов. Виной всему автомобильные пробки. Однако специалисты считают, что после реконструкции рейтинг шоссе пойдет вверх.

Ярославское шоссе имеет богатую историю и неплохую экологическую репутацию. В его окрестностях расположены знаменитая Троице-Сергиева лавра, усадьба Абрамцево, старинный центр народного промысла — фабрика декоративной росписи Жостово и другие достопримечательности. Эти места славятся своим лесным фондом. Главное же богатство — «большая вода»: Пироговское, Клязьминское, Учинское, Пестовское водохранилища, озера Лесное, Торбеевское, Богородское. Все это, безусловно, является преимуществом здешних мест и, несомненно, привлекает клиентов, желающих приобрести загородный дом, а девелоперы начинают постепенно строить здесь коттеджные поселки.
Сказать, что Ярославское направление изобилует свободными территориями, было бы ошибочно: все-таки здесь немало стародачных мест, сосредоточены крупные города — Мытищи, Королев, Пушкин. Тем не менее возведение поселков на Ярославке ведется, а дома относятся преимущественно к эконом- и бизнес-классу. «Поселки высокого ценового сегмента можно пересчитать по пальцам. Это либо объекты, построенные вблизи водохранилищ, но уже достаточно давно — в 90-х гг., либо вкрапления в стародачную застройку, как, например, поселок Лосиный Остров в Валентиновке», — говорит Валерия Родионова, руководитель филиала «Сивцев Вражек» компании «Новый город». По словам заместителя генерального директора компании «НЛК Домостроение» Антона Маталыгина, общая картина выглядит примерно так: предложение бизнес-класса составляет около 60%, эконом — немногим превышает отметку в 30%, а на элитный сегмент приходится менее 5%.
«Ярославское шоссе нельзя отнести к лидерам загородного рынка. Тем не менее оно перспективно для девелопмента. Наибольшая концентрация проектов отмечена в пределах 10–30 км от МКАД — здесь возводят девять поселков и жилых комплексов. Не остаются без внимания и дальние земли — на расстоянии от 60 до 100 км от МКАД», — говорит Мария Литинецкая, исполнительный директор компании Blackwood. Следует отметить, что пока стоимость участков на этом направлении несколько ниже, чем на остальных.
Между тем пальма первенства по количеству сделок на Ярославском шоссе принадлежит вторичному рынку. «Иногда стародачная Ярославка опережает по числу проданных объектов даже модное Новорижское шоссе», — отмечает Юрий Синяев, директор по маркетингу Группы компаний «КОНТИ».
На Ярославском направлении представлены различные форматы загородного жилья. В частности, довольно распространены таунхаусы. Средняя площадь секции составляет 200 кв. м, размер придомового участка — пять соток, стоимость «квадрата» — около 2,6 тыс. долл. Кроме того, в районах прохождения шоссе возводят многоквартирные и многоэтажные дома, а также дальние дачи. Большая часть поселков, выставленных на продажу, находится в 60 км от МКАД. «Цена коттеджа на удалении 60 км варьируется от 100 до 900 тыс. долл., но 80% объектов продается по 150–300 тыс. долл. Что касается метража, то площадь 82% домовладений составляет 150–250 кв. м, а участок редко превышает 25 соток (в 65% случаев это 15–20 соток)», — говорит Иван Шульков, директор департамента инвестиционного консалтинга и аналитики компании «Усадьба».
Однако из-за транспортных проблем горожане пока отказываются приобретать здесь недвижимость для постоянного проживания, так как ежедневная дорога на работу и обратно будет отнимать у них немало времени.
Транспортный коридор
К сожалению, Ярославское направление наряду с Ленинградским лидирует в рейтинге по загруженности транспортом. Каждый день пробки здесь растягиваются на многие километры. Правда, на то есть вполне объективная причина: Ярославское шоссе является транзитным, это своего рода транспортный коридор, соединяющий Москву с Ярославской, Вологодской, Архангельской областями. К тому же трасса проходит через густонаселенные подмосковные города — Мытищи, Королев, Пушкино, Ивантеевку, Сергиев Посад, Хотьково.
Решить транспортные вопросы власти пытаются уже не первый год. Однако переломить ситуацию таким образом, чтобы девелоперы охотнее осваивали местные земли, пока не удается. «Даже после завершения работ по строительству развязки в районе города Королева ситуация изменилась мало», — считает И. Шульков.
Вместе с тем большинство прогнозов по дальнейшему развитию Ярославского направления достаточно оптимистично. Развязка Королев — Мытищи, сооружение эстакады в Мытищах и Королеве, автодороги в обход поселка Тарасовка — все это призвано улучшить транспортную ситуацию. Кроме того, в будущем планируется прокладка платной трассы Москва — Переславль-Залесский протяженностью 130 км, которая, став дублером Ярославского шоссе, должна будет его разгрузить. Дорога пройдет через Московскую, Владимирскую и Ярославскую области в обход промышленных центров и городов — к ним будут проложены специальные подъездные пути. Сегодня Ярославка имеет шесть полос на выезде из Москвы, а далее, в местах сужения (у Королева, Тарасовки), — четыре. «Правительство Московской области пытается решить проблему посредством реконструкции трассы, которая должна быть завершена к 2013 г., — говорит М. Литинецкая. — К этому времени шоссе на участке от МКАД до ЦКАД (Центральная автодорога) планируют расширить до десяти полос».
Ожидается, что после строительства развязок и реконструкции отдельных участков Ярославское направление станет более ликвидным.
Инфраструктурный аспект
Если говорить о спросе в целом, то, по словам А. Маталыгина, Ярославка входит в пятерку наиболее востребованных трасс у покупателей загородного жилья бизнес- и экономкласса. Эксперт В. Родионова вообще считает ее самым привлекательным из всех северных и северо-восточных направлений. «Я бы поставила Ярославское шоссе на четвертое место после Рублево-Успенского, Новорижского и Киевско-Калужского.
Кстати, такая позиция вполне оправданна. На Ярославском шоссе неплохо развита инфраструктура — свои услуги здесь предлагают различные рестораны, фитнес-клубы, центры активного отдыха. Это позволяет не перегружать строящиеся поселки социальными объектами. Так, поселок таунхаусов Чкалов Club находится в городе Красноармейске, поэтому собственной инфраструктуры не имеет. «Часть проектов возводят на территории пансионатов, что также избавляет девелоперов от необходимости обеспечивать жителей социалкой. Таковы, например, жилые комплексы «Королёвские Сосны», «Зеленая Роща», — говорит М. Литинецкая.
В других поселках, на большом удалении от Москвы, наоборот, представлено широкое инфраструктурное сопровождение. Эксперты приводят в пример расположенный на берегу водохранилища коттеджный поселок Заповедный Край (95 км от МКАД), рассчитанный на 298 домов. К услугам жителей собственная береговая линия, баскетбольная площадка, футбольное поле, часовня и прогулочные зоны непосредственно в лесном массиве, а также мини-маркет, кафе, ресторан, теннисные корты. А в поселке Маренкино (85 км от МКАД) — магазин, бар-ресторан, спортивные площадки, теннисный корт и часовня.
Одним словом, у Ярославского направления есть все шансы обрести популярность.
Некоторые поселки, расположенные на Ярославском направлении
Название поселка | Расстояние от МКАД, км | Количество участков |
Загородный клуб «Раздолье» | 9 | 39 |
Тарасовка | 10 | 84 |
Пестовская Гавань | 14 | 82 |
Зеленая Роща | 16 | 78 |
Лосиный Остров | 16 | 260 |
Чкалов Club | 17 | 20 |
Лесная Лагуна | 21 | 120 |
Онегин | 28 | 90 |
Пушкинский Лес | 28 | 227 |
Доброе | 29 | 45 |
Пестовские Дачи | 29 | 147 |
Дюна | 34 | 63 |
Золотой Плес | 45 | 262 |
Зеленый Парк | 60 | 125 |
Тургеневские Дачи | 85 | 162 |
Заповедный Край | 95 | 298 |
Данные компании «Инком-недвижимость» |