Строители земли
«Покупайте землю: ведь ее уже больше никто не производит» — с афоризмом Марка Твена трудно не согласиться. Но есть градостроители, готовые его опровергнуть: они буквально делают сушу вместо воды, создавая площадки для районов в больших городах.
Намыв земли — технология не новая, она используется во всем мире. Она основана на принципе, хорошо известном каждому ребенку: если в воду насыпать много песка, получится участок суши. Именно так и образуют намывные территории: суша наращивается песком, который взят в водоеме на достаточном отдалении от берега, чтобы образовавшееся углубление спустя время не нарушило целостность намыва.
В маркетплейсе недвижимости «М2Маркет» рассказывают, что таким образом мегаполисы обычно решают две проблемы. Первая — перенаселенность: намывные территории снижают плотность и способствуют развитию района. Вторая — создание уникальной локации.
Яркая иллюстрация — знаменитые Пальмовые острова в Дубае — искусственно созданный архипелаг из трех островов, повторяющих форму пальм.
На них расположены отели, виллы, коммерческая инфраструктура. Неудивительно, что архипелаг сразу превратился в визитную карточку города.
Другой пример создания намыва — остров Пеберхольм в Дании. Это место, где мост, соединяющий Данию и Швецию, переходит в подземный тоннель. Но на самом искусственном острове было решено сделать заповедную экозону — позволить природе его освоить. Остров имеют право посещать только биологи не чаще раза в год.
Морской фасад
Васильевский остров, место обитания интеллигенции и романтиков, расти в сторону залива начал в советские годы. Правда, технология намыва тогда была несовершенна, и часть песка уплывала обратно в залив.
В 2006 году начался масштабный проект намыва Васильевского острова в сторону Невской губы — «Морской фасад». Именно он дал старт нескольким этапам намыва. Интересно, что, запуская этот проект, реализация которого продолжается по сей день, градостроители решали сразу обе проблемы — и перенаселения острова, и создания новой локации.
«На Васильевском острове не хватает земель, которые были бы коммерчески перспективными, — рассказывает управляющий партнер маркетплейса недвижимости «М2Маркет» Андрей Кугий. — Еще одна причина — тогдашняя городская администрация в лице Валентины Матвиенко стремилась создать морской фасад города».
На сегодняшний день намыто около половины территории, открыт Морской порт, построены жилые кварталы комфорт-класса и возводится несколько жилых комплексов, в том числе бизнес-класса.
Проекты на намыве
Сегодня на намывных территориях работают девелоперы Группа ЛСР, Seven Suns Development, Glorax Development и «Лидер Групп». Первопроходцем был застройщик Seven Suns Development с проектом «Светлый мир “Я — Романтик”» — квартал сдан и заселен.
ЖК «Светлый мир “Я – Романтик”»
На намыве девелоперам пришлось столкнуться с непредвиденными сложностями: город, который изначально должен был подводить коммуникации, предложил выполнить эту работу самим застройщикам.
Остальные проекты пока в стадии строительства. К ним относится масштабный ЖК бизнес-класса «Морская набережная. SeaView» ЛСР: часть домов расположена на первой линии, у воды, — почти все квартиры в них видовые.
ЖК «Морская набережная. SeaView»
Еще один ЖК комфорт-класса — «Светлый мир “Тихая гавань”» от Seven Suns — продолжение уже построенного проекта. Кроме того, возводится «Гавань Капитанов» от «Лидер Групп», объединяющая несколько ЖК комфорт-класса («Магеллан», «Колумб», «Нахимов»). И амбициозный проект бизнес-класса от Glorax Development ЖК Golden City, совместивший необычную локацию и интересную архитектуру.
ЖК Golden City
Блеск и нищета Васильевского
Казалось бы, Васильевский остров, залив, редкие виды и близость исторических кварталов — жилье здесь должно стоить недешево — по крайней мере, не ниже средней цены на рынке. Но это не так. Намывные территории пока не развиты, а люди, которые здесь уже живут, не очень довольны: они жалуются на отсутствие элементарной социальной инфраструктуры, транспортные проблемы и близость ЗСД. Поэтому пока стоимость метра жилья в проектах у магистрали невысока: это комфорт-класс. Другое дело — проекты у воды.
управляющий партнер маркетплейса недвижимости «М2Маркет»
Сегодня построенные на намыве кварталы похожи на участки отдаленных «спальников» вокруг города, где выезд из района становится настоящим испытанием, а до ближайшей аптеки нужно ехать на автобусе. Но шансов стать развитым районом в короткие сроки у намыва гораздо больше, чем у окраин, считают эксперты.
«Инфраструктура на намыве недостаточно развита, — признает Андрей Кугий. — В первую очередь это касается улично-дорожной сети, которую должен создавать город, а не застройщики. Недостаточно там и объектов социальной инфраструктуры. Но постепенно в течение двух-трех лет эта сфера будет развиваться».
ЖК «Магеллан»
В «М2Маркет» приводят пример: в 9-м квартале проекта Golden City от Glorax Development, где вот-вот начнется строительство, запланирован встроенный детский сад. Также проект предусматривает возведение школы. Соседи-застройщики тоже запланировали объекты инфраструктуры. Так, в квартале ЛСР «Морская набережная» появятся четыре детсада и три школы. «В ближайшие три-четыре года этот район будет обеспечен всеми необходимыми объектами инфраструктуры — это абсолютно точно», — утверждает Андрей Кугий.
В каком-то смысле гарантом развития территории выступают и проекты у воды: «Морская набережная. SeaView» и Golden City. Это важные для имиджа застройщиков проекты, которые вряд ли останутся без инфраструктуры и благоустройства.
Останется ли первая линия первой?
Критиков намыва до сих пор беспокоит проблема первой линии. Сформулировать ее можно так: где гарантия, что, купив жилье с видом на залив, ты через 10 лет не окажешься в центре квартала, на второй, а то и третьей линии?
Ведь еще несколько лет назад видом на залив наслаждались гости отеля «Park Inn Прибалтийская», который стоял у самой воды.
Сегодня перед ним выросли несколько ЖК, перед теми строится еще несколько кварталов, а дальше, за парком, возводится «Морская набережная».
Планы города тоже меняются быстро: сначала на намыве собирались возводить небоскребы, затем отдали земли под жилье, сократив транспортную составляющую, а коммуникации предложили провести самим застройщикам. Где гарантии, что вскоре намыв не продолжится?
«Насколько мне известно, намывать территории внутри дамбы уже нельзя — в противном случае будет нарушена система водоизмещения залива, — говорит Андрей Кугий, — а что будет через 30–50 лет, никто не знает. Но в ближайших планах продолжения намыва нет».